Вернуться к алгоритму -> Шаг 6. Решаем текущие педагогические задачи
Как сделать классные часы интереснее?

     
    Как отмечал в одной из своих работ С.А. Шмаков «Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. ... Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это их банк на всю жизнь». Таким ярким событием, источником впечатлений, информации и общения может стать для ребят… не удивляйтесь – классный час! Да-да! Привычный и часто уже наскучивший и детям, и педагогам, классный час действительно может стать событием, которого дети всегда будут ждать с нетерпением.
    Но почему же многие классные руководители с большим пессимизмом относятся к классным часам, а дети – не испытывают к ним большого интереса? Проанализировав ситуацию, мы пришли к следующему выводу:
    - классный руководитель, имея большую учебную нагрузку, не может тщательно подготовиться к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о технике безопасности, о состоянии дел в классе и т.д.
    - существует целый ряд классных часов, тематика которых повторяется из года в год – ну кому от этого не станет скучно?
    - классному руководителю часто трудно отойти от привычной манеры вести урок, и поэтому классные часы не отличаются особым разнообразием деятельности.
    Как же сделать классный час привлекательным и полезным?
    У классного часа есть одно огромное преимущество – это еженедельная запланированная (во многих школах – стоящая в сетке часов расписания) встреча детей и классного руководителя. Это одна из немногих возможностей более близкого, личностного общения классного руководителями со своими воспитанниками. Не использовать воспитательный потенциал этой встречи при общей занятости (как учителя, так и детей класса) было бы неправильно.
    Какие принципы способствуют успеху классного часа? Среди них – уважительное отношение к личности ребенка; активная позиция каждого ребенка; тщательный отбор информации, соответствующей возрасту и потребностям детей; предоставление ребятам возможности обсуждения, принятия решений; создание благоприятной среды для общения. С нее и начнем!
     
    Организуем пространство в кабинете
    Наверное, существуют гораздо более важные проблемы в работе классного руководителя. Это не вполне так. Не зря же существует поговорка: «Каково на дому, таково и самому». Именно классная комната становится центром школьной жизни ребят, поэтому приятно, когда там удобно, красиво, чисто. Благоустроенный кабинет поможет сделать классные часы менее утомительными, создать благоприятное настроение, сохранить душевные силы. Организация среды – это один из опосредованных воспитательных инструментов.
    Если уж вы решились взяться за благоустройство кабинета, то делать это нужно только с ребятами. На это есть свои причины:
    - то, к чему ребенок сам приложил усилия, ценится и бережется гораздо больше;
    - это хорошая возможность для ребят проявить себя и получить от этого удовлетворение и эмоциональное наслаждение;
    - благоустройство кабинета – процесс длительный, соответственно это еще и возможность для организации длительного общения;
    - создание уюта в кабинете во многом способствует положительным изменениям в отношении дежурства.
    Нет никакой необходимости нанимать бригаду рабочих и тратить деньги. Есть способ обустроить кабинет собственными силами!
    Начните разводить цветы. Согласитесь, цветы – это эстетическое удовольствие, не говоря уже об их пользе для очищения воздуха. Есть цветы, которые не требуют больших усилий в уходе, но быстро разрастаются и приживаются: хлорофитум, традесканция, аспарагус, каланхоэ, бегония. Наверняка найдутся дети, которые смогут впоследствии ухаживать за этими цветами.
    Повесьте полочки. Кроме функционального назначения, они создают впечатление обжитого кабинета. А то, что на них поставить, пусть решают ваши ребята. Это могут быть цветы, детские поделки и т.д.
    Украсят кабинет картины или репродукции в рамках. Очень удобно, когда рамки мобильные и периодически можно менять экспозицию (заодно и приобщать детей к искусству).
    Фотообои – это очень хорошее решение для облагораживания какого-либо уголка отдыха, особенно если на них есть вода – ручей, горная река, озеро и т.д. Их можно клеить вместе с ребятами.
    Вот несколько способов создания уюта. Кстати, и обычным урокам такая обстановка совсем не помешает.
    Но в кабинете, разумеется, главное не стены и мебель, а те, для кого они предназначены. Поэтому перейдем к вопросу о том, как грамотно рассадить ребят в классном кабинете.
    Этот вопрос требует серьезного внимания по той простой причине, что не всех людей мы допускаем в свое личное пространство, и как только в него вторгаются люди против нашего желания, мы, как правило, начинаем испытывать дискомфорт. Если вы решили рассадить ребят по своему усмотрению, это поможет вам решить некоторые дисциплинарные проблемы. Если предоставите детям здесь полную свободу – создадите себе некоторые трудности, но создадите благоприятные условия для комфортного общения. Выбирайте.
    Можно предложить ребятам написать – с кем бы они хотели сидеть (одного человека своего пола и двух – противоположного). Затем классный руководитель рассаживает ребят, исходя из их пожеланий, но с условием: если ребята начнут получать замечания, то в таком случае их придется рассадить уже на усмотрение классного руководителя.
    Даже если ребята сидят в классе так, как им хочется, нет гарантий, что через некоторое время не возникнет проблем с соседом по парте, именно поэтому можно предлагать ребятам разного рода задания, которые способствуют  положительному восприятию соседа. Например: «Напишите положительные качества своего соседа» или «Что положительного появилось в вашем соседе с тех пор как вы сидите вместе?» или «Напишите, за что вы благодарны вашему соседу».  
    Урегулировать отношения соседей по парте в младшем подростковом возрасте может помочь договор. Рассадив ребят по их желанию, можно предложить им общими усилиями составить договор, которому они должны будут следовать на протяжении всего учебного года. У каждой парты получается свой вариант договора. Пункты в них встречаются разные: не драться; не обзываться; делиться учебниками и школьными принадлежностями; друг другу помогать и т.д. И в случае, когда возникает конфликтная ситуация, можно предлагать ребятам обращаться к своему договору: либо воспользоваться им, либо подумать над его усовершенствованием.
     
    Выбираем темы
    К сожалению, очень часто классный час ничем не отличается от урока, а ведь он должен стать событием для ребенка. Пусть маленьким, но событием. Ребенок должен уходить с классного часа с ожиданием, любопытством и мыслями вроде «А что же будет на следующем классном часе?»
    Как правило, классный час проходит на последнем уроке, когда уровень усталости и у классного руководителя, и у ребят достаточно высок. Вспомним себя на какой-нибудь научно-практической конференции. Мы сидим, слушаем выступления. Несколько первых выступлений мы слушаем еще внимательно, пытаясь понять суть. А дальше внимание рассеивается, постепенно становится скучновато, появляется усталость, и  вдруг – яркое, может немного эмоциональное, выступление и… зал встрепенулся, кто-то снова взялся за ручку, кто-то слушает как завороженный и об усталости, естественно, все забыли. А все потому, что стало интересно. На классном часе должно происходить то же самое. Ребятам должно быть интересно, а значит, должна быть информация, которая наверняка заинтересует их, и ее не должно быть много, она должна подбираться в соответствии с возрастом и потребностями школьников.
    И еще – очень важно создать условия для спокойного общения, диалога. Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом. Это дает возможность ребятам занять активную позицию.
    Если говорить о подростковом возрасте (выделим его особо, так как большая часть школьной жизни ребенка приходится именно на этот период), то здесь начинает появляться интерес к себе, к друзьям. Такие потребности нельзя оставить без внимания.
    Условно тематику классных часов можно разделить на следующие блоки:
    На подобных классных часах у ребят есть возможность реализовать многие свои потребности: быть услышанными, быть взрослыми, общаться со сверстниками и т.д. А темы классных часов могут быть, например, следующие:
  • Взаимодействие в группе.
  • Личные зоны человека, или почему мы не любим ездить в «набитом» транспорте.
  • Некоторые факты из языка телодвижений.
  • Как жить в ладу с собой и миром?
  • Несколько слов о хороших манерах.
  • Настоящий друг: а что это значит?
  • Что мы ценим в людях?
  • Какой у нас коллектив?
  • Кто виноват, когда не везет?
  • В чем секрет лидера?
  •  
    Продумываем структуру
    В интересном для ребят классном часе, направленном на самопознание,  можно выделить как минимум три составляющие:
    Теоретическая – способствует процессу познания, дает возможность узнать нечто новое.
    Практическая – делает изложение материала более понятным, оживляет его, предоставляет возможность ребятам стать активными участниками.
    Анкетирование – тесно связано с тематикой классного часа, предоставляет возможность ребятам узнать что-то новое о себе, об одноклассниках, да и просто о человеке и его поведении.
     
    Проводим
    Примеры проведения некоторых классных часов вы можете найти здесь.