Наверное, существуют гораздо более важные проблемы в работе классного руководителя. Это не вполне так. Не зря же существует поговорка: «Каково на дому, таково и самому». Именно классная комната становится центром школьной жизни ребят, поэтому приятно, когда там удобно, красиво, чисто. Благоустроенный кабинет поможет сделать классные часы менее утомительными, создать благоприятное настроение, сохранить душевные силы. Организация среды – это один из опосредованных воспитательных инструментов.
Если уж вы решились взяться за благоустройство кабинета, то делать это нужно только с ребятами. На это есть свои причины:
- то, к чему ребенок сам приложил усилия, ценится и бережется гораздо больше;
- это хорошая возможность для ребят проявить себя и получить от этого удовлетворение и эмоциональное наслаждение;
- благоустройство кабинета – процесс длительный, соответственно это еще и возможность для организации длительного общения;
- создание уюта в кабинете во многом способствует положительным изменениям в отношении дежурства.
Нет никакой необходимости нанимать бригаду рабочих и тратить деньги. Есть способ обустроить кабинет собственными силами!
Начните разводить цветы. Согласитесь, цветы – это эстетическое удовольствие, не говоря уже об их пользе для очищения воздуха. Есть цветы, которые не требуют больших усилий в уходе, но быстро разрастаются и приживаются: хлорофитум, традесканция, аспарагус, каланхоэ, бегония. Наверняка найдутся дети, которые смогут впоследствии ухаживать за этими цветами.
Повесьте полочки. Кроме функционального назначения, они создают впечатление обжитого кабинета. А то, что на них поставить, пусть решают ваши ребята. Это могут быть цветы, детские поделки и т.д.
Украсят кабинет картины или репродукции в рамках. Очень удобно, когда рамки мобильные и периодически можно менять экспозицию (заодно и приобщать детей к искусству).
Фотообои – это очень хорошее решение для облагораживания какого-либо уголка отдыха, особенно если на них есть вода – ручей, горная река, озеро и т.д. Их можно клеить вместе с ребятами.
Вот несколько способов создания уюта. Кстати, и обычным урокам такая обстановка совсем не помешает.
Но в кабинете, разумеется, главное не стены и мебель, а те, для кого они предназначены. Поэтому перейдем к вопросу о том, как грамотно рассадить ребят в классном кабинете.
Этот вопрос требует серьезного внимания по той простой причине, что не всех людей мы допускаем в свое личное пространство, и как только в него вторгаются люди против нашего желания, мы, как правило, начинаем испытывать дискомфорт. Если вы решили рассадить ребят по своему усмотрению, это поможет вам решить некоторые дисциплинарные проблемы. Если предоставите детям здесь полную свободу – создадите себе некоторые трудности, но создадите благоприятные условия для комфортного общения. Выбирайте.
Можно предложить ребятам написать – с кем бы они хотели сидеть (одного человека своего пола и двух – противоположного). Затем классный руководитель рассаживает ребят, исходя из их пожеланий, но с условием: если ребята начнут получать замечания, то в таком случае их придется рассадить уже на усмотрение классного руководителя.
Даже если ребята сидят в классе так, как им хочется, нет гарантий, что через некоторое время не возникнет проблем с соседом по парте, именно поэтому можно предлагать ребятам разного рода задания, которые способствуют положительному восприятию соседа. Например: «Напишите положительные качества своего соседа» или «Что положительного появилось в вашем соседе с тех пор как вы сидите вместе?» или «Напишите, за что вы благодарны вашему соседу».
Урегулировать отношения соседей по парте в младшем подростковом возрасте может помочь договор. Рассадив ребят по их желанию, можно предложить им общими усилиями составить договор, которому они должны будут следовать на протяжении всего учебного года. У каждой парты получается свой вариант договора. Пункты в них встречаются разные: не драться; не обзываться; делиться учебниками и школьными принадлежностями; друг другу помогать и т.д. И в случае, когда возникает конфликтная ситуация, можно предлагать ребятам обращаться к своему договору: либо воспользоваться им, либо подумать над его усовершенствованием.